Столпы современного сионизма: Теодор Герцль

теодор герцльСегодня я приведу краткую справку о другом видном сионистском деятеле Теодоре Герцле. В отличии от Гинцберга, который хотел, чтоб только евреи жили хорошо, а прочие народы были у них на услужении, Герцль хотел, чтоб евреи жили также хорошо, как и прочие народы.
На первый взгляд — небольшая разница, но в реалии отличие позиций — колоссально! Самое печальное, что идеи Гинцберга подавили идеи Герцля в современном мире…
ГЕРЦЛЬ Теодор (Herzl, Theodor; 1860, Будапешт, – 1904, Эдлах, Австрия), основатель политического сионизма, провозвестник еврейского государства и Всемирной сионисткой организации. Рос в ассимилированной семье, не чуждой, однако, еврейским традициям. С детства имел склонность к литературе, писал стихи, создал ученический литературный кружок. Чуткий к проявлениямантисемизма, Герцль оставил реальную гимназию, оскорбленный антисемитскими объяснениями учителя. В 1878 г. семья переехала из Будапешта в Вену, и Герцль поступил на юридический факультет Венского университета. В 1881 г. стал членом немецкого студенческого общества Альбия, но в 1883 г. вышел из него в знак протеста против проявлений антисемитизма. В студенческие годы Герцль мало интересовался еврейским вопросом. Подобно многим евреям того времени, он был сторонником ассимиляции и полагал, что идеи прогресса заставят человечество избавиться от антисемитизма. Герцль получил степень доктора юридических наук и некоторое время проработал в судах Вены и Зальцбурга. С 1885 г. Герцль посвятил себя всецело литературной деятельности. Крутой поворот во взглядах и в жизни Герцля произошел под влиянием дела Дрейфуса. Крики «Смерть евреям!», раздававшиеся на парижских улицах, окончательно убедили его в том, что единственным решением еврейского вопроса может быть исход евреев из стран рассеяния, где царит антисемитизм, и поселение их в своей собственной стране. В те дни Герцль начал писать дневник и делать первые наброски к книге «Еврейское государство», которая
вышла 14 февраля 1896 г. в Вене. В том же году были опубликованы ее переводы на иврит, английский, французский, русский и румынский языки. Основная мысль книги состоит в том, что еврейский вопрос следует решать не эмиграцией из одной страны диаспоры в другую или ассимиляцией, а созданием независимого еврейского государства.
Идея Герцля о создании еврейского государства была принята различными слоями еврейского народа по-разному. Большинство западноевропейских евреев подвергли сомнению исходные предпосылки Герцля и отвергли его план, и лишь некоторые видные еврейские деятели стали на его сторону.
В марте 1897 г. предварительная конференция с участием представителей обществ Ховевей Цион Германии, Австрии и Галиции приняла предложение Герцля о созыве Всеобщего сионистского конгресса, который и состоялся 29–31 августа 1897 г. в Базеле. Он принял программу сионистского движения и основал Всемирную сионистскую организацию, президентом которой был избран Герцль, остававшийся на этом посту до самой смерти. В те дни Герцль писал: «Если бы нужно было подвести итог Базельскому конгрессу одним коротким предложением, я бы сказал: “В Базеле я создал Еврейское государство!”» Вскоре после конгресса Герцль занялся созданием Сионистского банка, который должен был обеспечить финансовую основу для переговоров с турецким правительством. Резолюция об учреждении банка была принята на 2-м конгрессе (Базель, 28–31 августа 1898 г.) и осуществлена в марте 1899 г.
После 2-го Сионистского конгресса при помощи великого герцога Баденского Герцлю удалось вызвать сочувствие германского императора Вильгельма II к планам сионизма. Однако аудиенция у султана Абдул-Хамида II (17 мая 1901 г.), и встречи с представителями турецкого правительства в феврале и июле 1902 г. остались безрезультатными. Герцль не мог дать конкретных предложений относительно финансовой помощи, в которой нуждалась Турция, а турки не соглашались на какие-либо уступки по вопросу еврейского заселения Палестины. Все это заставило Герцля изменить ориентацию и искать поддержку планам сионизма у Великобритании. 5 августа 1903 г. Герцль отправился в Россию, чтобы попытаться облегчить положение русских евреев и добиться поддержки России в переговорах с Турцией о Палестине. Герцль дважды встречался с министром внутренних дел В.Плеве, который пообещал, что русское правительство окажет поддержку сионистам в их переговорах с султаном.
14 августа 1903 г., когда Герцль еще находился в России, британское правительство заявило о своей поддержке плана независимой еврейской колонии в Уганде (во главе с еврейским губернатором и под верховной властью Великобритании). С одобрения сионистского Исполнительного комитета Герцль представил этот план на рассмотрение 6-го Сионистского конгресса (Базель, 23–28 августа 1903 г.). Несмотря на категорическое заявление Герцля о том, что план не отменяет конечных целей сионизма, он вызвал яростное сопротивление части делегатов конгресса, особенно из России, которые восприняли его как измену основной идее сионистского движения. Герцлю удалось предотвратить раскол в сионистском движении. На этом заседании конгресса он торжественно провозгласил: «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя». Со своей стороны, Гинцберг обвинял Герцля в том, что он не прилагает никаких усилий к возрождению еврейской культуры, и его еврейское государство не имеет национального еврейского облика.
Эти ожесточенные схватки, в дополнение к беспрерывной борьбе за дело сионизма, привели к обострению болезни сердца, которой Герцль уже давно страдал, и сразу же после заседания ему пришлось уехать на лечение. Болезнь осложнилась воспалением легких, и 3 июля 1904 г. Герцль скончался.
Деятельность Герцля как основателя и вождя сионистского движения продолжалась менее десяти лет, но уже при жизни его личность стала легендарной. Он сочетал в себе черты пророка и политического лидера, мечтателя и расчетливого администратора, романтического писателя и трезвого практика, рафинированного фельетониста и упорного борца за проведение в жизнь своих идей. Глубоко веря в правоту и осуществимость своих идеалов, он игнорировал насмешки окружающих и, несмотря на неимоверные трудности, твердо шел по намеченному пути. Впервые в истории еврейской диаспоры Герцль создал всемирное представительство еврейского народа, придал новое содержание принадлежности еврея к своей нации, вернув, таким образом, к еврейству многие круги ассимилированных евреев. Главной целью национальной деятельности он сделал не облегчение страданий еврейского народа, а улучшение положения евреев в той или иной стране и разрешение еврейской проблемы в мировом масштабе.

Навигация

Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2014 Конспирология.ру
Любое копирование или использование материалов возможно только со ссылкой
на наш сайт.
© 2017 Конспирология.ру